МКОУ "Ореховская СОШ"
с. Орехово Касторенского района Курской области
  • Наш театр

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш театр»

    Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш театр» общекультурного направления составлена для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной.

    Авторская программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом  школы занятия по курсу «Театр» во 3 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 34 часа в год (34 учебные недели).

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Предметные результаты:

    Обучающийся получит возможность для

    достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;

    использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);

    развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.

    Метапредметные результаты:

    Обучающийся научится

    овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;

    активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    Обучающийся получит возможность научиться

    готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    Личностные результаты:

    Обучающийся получит возможность для формирования

    средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Содержание курса

    Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»

    3 класс

    В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»

    Русская народная сказка. «По щучьему веленью»

    М. Горький. «Воробьишко»

    И. Крылов. «Квартет»

    С. Михалков. «Упрямый козлёнок»

    Театральная игра

    Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.

    Ритмопластика

    Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

    Культура и техника речи

    Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

    Основы театральной культуры

    Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).

    Работа над спектаклем

    Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.

    Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»

    • участие в праздниках со спектаклями;

    • оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

    • летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);

    • отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

    Тематическое планирование 3 клаесс (34 часа)

    Содержание темы

    Количество часов

    № п/п

    1

    Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр»

    Теория

    1

    практика

    2

    История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия

    1

    3

    История современного театра. Детские театры

    1

    4

    Кукольный театр

    1

    5

    Изготовление пальчиковых кукол

    1

    6

    Цирк — зрелищный театр

    1

    7

    Устройство зрительного зала

    1

    8

    Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    1

    9

    Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано»

    1

    10

    Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра

    1

    11

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано»

    1

    12

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

    1

    13

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

    1

    14

    Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств

    1

    15

    Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка)

    1

    16

    Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра

    1

    17

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению»

    1

    18

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

    1

    19

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

    1

    20

    Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    1

    21

    Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко»

    1

    22

    Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра

    1

    23

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко»

    1

    24

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

    1

    25

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

    1

    26

    Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    1

    27

    Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет»

    1

    28

    Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра

    1

    29

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет»

    1

    30

    Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    1

    31

    Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок»

    1

    32

    Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра

    1

    33

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок»

    1

    34

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация

    1

    Итого

    16

    18

    Календарно-тематическое планирование

    Раздел

    Тема занятия

    урока

    Кол.часов

    Основные виды учебной деятельности

    (характеристика основных видов деятельности ученика)

    Дата

    По плану

    По факту

    Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр»

    1

    1

    Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года.

    История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия

    2

    1

    Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, историей возникновения театра, видами первых зрелищных мероприятий

    История современного театра. Детские театры

    3

    1

    Знакомство с понятием «кукольный спектакль». Ознакомление с элементами оформления кукольного представления (ширма,декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

    Кукольный театр

    4

    1

    Изготовление пальчиковых кукол

    5

    1

    1

         1

    Знакомство с видами театрального искусства: кукольный спектакль, цирк, устройством зрительного зала для них. Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в интернет. Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки».

    Цирк — зрелищный театр

    6

    Устройство зрительного зала

    7

    Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    8

    1

    Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации.

    Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано»

    9

    1

    Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

    Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра

    10

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано»

    11

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

          12

                1

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

      13

              1

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

    Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств

     14

              1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка)

    15

    1

    Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

    Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра

    16

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению»

    17

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

         18

             1

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

    19

              1

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

    Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    20

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко»

    21

    1

    Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

    Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра

    22

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко»

    23

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

    24

    1

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

    Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль

         25

               1

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

    Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    26

               1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет»

    27

     1

    Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

    Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра

    28

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    .

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет»

    29

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств

    30

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок»

    31

    1

    Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

    Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра

    32

    1

    Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

    Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок»

    33

    1

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

    Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация

    34

    1

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

    Литература:

    Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.

    Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.

    Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.

    Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.

    Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

    Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.

    Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.

    Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.

    Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.

    Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie