Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш театр» общекультурного направления составлена для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной.
Авторская программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом школы занятия по курсу «Театр» во 3 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность для
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Обучающийся получит возможность научиться
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание курса
Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»
3 класс
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»
Русская народная сказка. «По щучьему веленью»
М. Горький. «Воробьишко»
И. Крылов. «Квартет»
С. Михалков. «Упрямый козлёнок»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• участие в праздниках со спектаклями;
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Тематическое планирование 3 клаесс (34 часа)
№ |
Содержание темы |
Количество часов |
№ п/п |
1 |
Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» |
Теория 1 |
практика |
2 |
История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия |
1 |
|
3 |
История современного театра. Детские театры |
1 |
|
4 |
Кукольный театр |
1 |
|
5 |
Изготовление пальчиковых кукол |
1 |
|
6 |
Цирк — зрелищный театр |
1 |
|
7 |
Устройство зрительного зала |
1 |
|
8 |
Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
1 |
|
9 |
Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано» |
1 |
|
10 |
Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра |
1 |
|
11 |
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано» |
1 |
|
12 |
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
1 |
|
13 |
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
1 |
|
14 |
Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств |
1 |
|
15 |
Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка) |
1 |
|
16 |
Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра |
1 |
|
17 |
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению» |
1 |
|
18 |
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
1 |
|
19 |
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
1 |
|
20 |
Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
1 |
|
21 |
Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко» |
1 |
|
22 |
Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра |
1 |
|
23 |
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко» |
1 |
|
24 |
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
1 |
|
25 |
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
1 |
|
26 |
Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
1 |
|
27 |
Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет» |
1 |
|
28 |
Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра |
1 |
|
29 |
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет» |
1 |
|
30 |
Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
1 |
|
31 |
Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок» |
1 |
|
32 |
Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра |
1 |
|
33 |
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок» |
1 |
|
34 |
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация |
1 |
|
Итого |
16 |
18 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел |
Тема занятия |
№ урока |
Кол.часов |
Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||||
Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» |
1 |
1 |
Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. |
|||
История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия |
2 |
1 |
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, историей возникновения театра, видами первых зрелищных мероприятий |
|||
История современного театра. Детские театры |
3 |
1 |
Знакомство с понятием «кукольный спектакль». Ознакомление с элементами оформления кукольного представления (ширма,декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. |
|||
Кукольный театр |
4 |
1 |
||||
Изготовление пальчиковых кукол |
5 |
1 1 1 |
Знакомство с видами театрального искусства: кукольный спектакль, цирк, устройством зрительного зала для них. Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в интернет. Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». |
|||
Цирк — зрелищный театр |
6 |
|||||
Устройство зрительного зала |
7 |
|||||
Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
8 |
1 |
Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. |
|||
Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано» |
9 |
1 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
|||
Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра |
10 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|||
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано» |
11 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
12 |
1 |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха |
|||
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
13 |
1 |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
|||
Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств |
14 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка) |
15 |
1 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
|||
Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра |
16 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|||
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению» |
17 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
18 |
1 |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха |
|||
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
19 |
1 |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
|||
Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
20 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко» |
21 |
1 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
|||
Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра |
22 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|||
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко» |
23 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|||
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью |
24 |
1 |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата |
|||
Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль |
25 |
1 |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
|||
Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
26 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет» |
27 |
1 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
|||
Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра |
28 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
. |
||
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет» |
29 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств |
30 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок» |
31 |
1 |
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
|||
Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра |
32 |
1 |
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|||
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок» |
33 |
1 |
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
|||
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация |
34 |
1 |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Литература:
Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.
Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.